META-Ukraine
Нэцкэ в современном мире

НЭЦКЭ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ.

 

      Интерес к искусству нэцкэ в последнее время возрастает. Эти очаровательные предметы искусства любимы за свои крошечные размеры. Как приятно взять в руки это сокровище, рассмотреть его со всех сторон и найти ту мысль, которую спрятал в свою работу мастер. 

      В течение прошлых двадцати лет было издано множество превосходных книг, каталогов, коммерческих брошюр и сотен академических статей для журналов о нэцкэ как старинных, так и современных (к сожалению, на русский и украинский языки они так и не переведены до сих пор).

      В мире существует Международное общество Нэцкэ. Членами этого Общества являются коллекционеры, владельцы галерей, художники и просто люди, которые любят и ценят тонкое искусство Востока. Один раз в два года Международное общество Нэцкэ  проводит съезд, в котором могут принять участие не только дилеры, коллекционеры и мастера нэцкэ, но и просто любители этого замечательного вида искусства. На съездах проводятся лекции-диспуты за «круглым столом» для современных мастеров нэцкэ. Современных коллекционеров всегда очень интересует, и наверно будет всегда будет интересовать, техника вырезания нэцкэ. Ведь в Европе и Америке не существует никаких школ по обучению резьбе нэцкэ. Только в Японии остались такие школы, да и то очень мало. Поэтому на Западе очень ценят «живое» общение с мастерами нэцкэ. Современные технологии обработки кости шагнули далеко вперед, по сравнению с технологиями 18-19 веков. Наличие электроинструмента несколько упростило работу резчика, но большая часть работы все-таки проводится вручную, по старинным традиционным технологиям.

       Первую специализированную выставку, которая проходила в сентябре-октябре 2003 года, организованную Украинским Обществом «Нэцкэ» совместно с Музеем искусств Богдана и Варвары Ханенко, мы назвали «Нэцкэ вне времени». В экспозиции выставки были представлены старинные нэцкэ из музейной коллекции и двух частных коллекций, а также работы девяти современных мастеров нэцкэ из Украины, Великобритании и Швейцарии. Мы постарались соединить в этой выставке не только старинных мастеров с современными, но и само время. Ведь время для искусства – понятие относительное. Его Высочество Принц Японии Норихито Такамадо любил напоминать коллекционерам, что все нэцкэ, включая те, которые относятся к раннему периоду Эдо (1600-1868), были современны, когда они были созданы. По его мнению, шедевр нэцкэ заключается в том, что качество и красота не стареют.

       Несколько десятилетий назад возник спор среди известных коллекционеров и художественных экспертов относительно достоинств современных нэцкэ. Вопросы были подняты относительно того, можно ли рассматривать современные нэцкэ, как истинные нэцкэ, в полном смысле этого слова, или считать их просто миниатюрными скульптурами в форме нэцкэ. Нейл К. Дейви – один из всемирно известных специалистов нэцкэ, который в течение более чем 30 лет был ответственным по японским продажам на аукционе Сотбис, еще в 1984 году в Журнале Международного Общества Нэцкэ писал: «Современные мастера нэцкэ сейчас показывают такое мастерство и оригинальность, что их работы приравниваются к прекрасным шедеврам известных японских мастеров прошлого. Поэтому вырезание нэцкэ – это искусство не прошлых лет. Кроме того, есть много уникальных и приятных аспектов для коллекционирования современных нэцкэ и оджимэ. Каждый коллекционер имеет возможность лично познакомиться с художниками, восхищаться их работой, и, в конечном счете, оценивать их как друзей. Коллекционирование современных нэцкэ устраняет риск столкнуться с фальшивками и подделками, с ложными подписями, которые являются главной проблемой, касающейся работ прошлых столетий».

     В 1994 году Президент Общества Нэцкэ Японии Кенго Секидо в каталоге выставки «Сокровища Миниатюр – Современные Нэцкэ» писал: «…И методы изготовления нэцкэ улучшались со временем так, что сегодня жанр “современные нэцкэ” определен как наиболее превосходная художественная форма … и качественный конкурент – и даже, в некоторых случаях, превосходит работы периода Эдо (Золотой Век Нэцкэ). Нэцкэ, которые начали жизнь как повседневная принадлежность кимоно, теперь, спустя четыреста лет, признаны как великолепные произведения искусства…».

       президент Украинской Ассоциации Нэцкэ,

       эксперт-искусствовед

       Деркаченко Александр Андреевич