Интерес к искусству нэцкэ в последнее время возрастает. Эти очаровательные предметы искусства любимы за свои крошечные размеры. Как приятно взять в руки это сокровище, рассмотреть его со всех сторон и найти ту мысль, которую спрятал в свою работу мастер.
В течение прошлых двадцати лет было издано множество превосходных книг, каталогов, коммерческих брошюр и сотен академических статей для журналов о нэцкэ как старинных, так и современных (к сожалению, на русский и украинский языки они так и не переведены до сих пор).
В мире существует Международное общество Нэцкэ. Членами этого Общества являются коллекционеры, владельцы галерей, художники и просто люди, которые любят и ценят тонкое искусство Востока. Один раз в два года Международное общество Нэцкэ проводит съезд, в котором могут принять участие не только дилеры, коллекционеры и мастера нэцкэ, но и просто любители этого замечательного вида искусства. На съездах проводятся лекции-диспуты за «круглым столом» для современных мастеров нэцкэ. Современных коллекционеров всегда очень интересует, и наверно будет всегда будет интересовать, техника вырезания нэцкэ. Ведь в Европе и Америке не существует никаких школ по обучению резьбе нэцкэ. Только в Японии остались такие школы, да и то очень мало. Поэтому на Западе очень ценят «живое» общение с мастерами нэцкэ. Современные технологии обработки кости шагнули далеко вперед, по сравнению с технологиями 18-19 веков. Наличие электроинструмента несколько упростило работу резчика, но большая часть работы все-таки проводится вручную, по старинным традиционным технологиям.
Первую специализированную выставку, которая проходила в сентябре-октябре 2003 года, организованную Украинским Обществом «Нэцкэ» совместно с Музеем искусств Богдана и Варвары Ханенко, мы назвали «Нэцкэ вне времени». В экспозиции выставки были представлены старинные нэцкэ из музейной коллекции и двух частных коллекций, а также работы девяти современных мастеров нэцкэ из Украины, Великобритании и Швейцарии. Мы постарались соединить в этой выставке не только старинных мастеров с современными, но и само время. Ведь время для искусства – понятие относительное. Его Высочество Принц Японии Норихито Такамадо любил напоминать коллекционерам, что все нэцкэ, включая те, которые относятся к раннему периоду Эдо (1600-1868), были современны, когда они были созданы. По его мнению, шедевр нэцкэ заключается в том, что качество и красота не стареют.
Несколько десятилетий назад возник спор среди известных коллекционеров и художественных экспертов относительно достоинств современных нэцкэ. Вопросы были подняты относительно того, можно ли рассматривать современные нэцкэ, как истинные нэцкэ, в полном смысле этого слова, или считать их просто миниатюрными скульптурами в форме нэцкэ. Нейл К. Дейви – один из всемирно известных специалистов нэцкэ, который в течение более чем 30 лет был ответственным по японским продажам на аукционе Сотбис, еще в 1984 году в Журнале Международного Общества Нэцкэ писал: «Современные мастера нэцкэ сейчас показывают такое мастерство и оригинальность, что их работы приравниваются к прекрасным шедеврам известных японских мастеров прошлого. Поэтому вырезание нэцкэ – это искусство не прошлых лет. Кроме того, есть много уникальных и приятных аспектов для коллекционирования современных нэцкэ и оджимэ. Каждый коллекционер имеет возможность лично познакомиться с художниками, восхищаться их работой, и, в конечном счете, оценивать их как друзей. Коллекционирование современных нэцкэ устраняет риск столкнуться с фальшивками и подделками, с ложными подписями, которые являются главной проблемой, касающейся работ прошлых столетий».
В 1994 году Президент Общества Нэцкэ Японии Кенго Секидо в каталоге выставки «Сокровища Миниатюр – Современные Нэцкэ» писал: «…И методы изготовления нэцкэ улучшались со временем так, что сегодня жанр “современные нэцкэ” определен как наиболее превосходная художественная форма … и качественный конкурент – и даже, в некоторых случаях, превосходит работы периода Эдо (Золотой Век Нэцкэ). Нэцкэ, которые начали жизнь как повседневная принадлежность кимоно, теперь, спустя четыреста лет, признаны как великолепные произведения искусства…».